6 способов понравиться работодателю и без высшего образования
1. Расскажите о своём опыте как можно больше
Когда вы откликаетесь на вакансию на hh.ru без резюме и общаетесь с эйчаром или работодателем напрямую в телефонном разговоре или сообщениях, постарайтесь рассказать о том, что умеете делать, как можно подробнее. Не оставляйте эту информацию на потом, ведь второго разговора может и не быть. Важно выгодно представить себя с первых минут и сразу говорить о главном — ваших профессиональных способностях.
Если отправляете отклик и вам отвечает чат-бот, предлагая несколько вопросов, также постарайтесь ответить на всё максимально полно и содержательно. Не стесняйтесь расписать свои навыки.
Такой же совет можно дать и тем, кто создаёт резюме. Работодателям из так называемых прикладных профессий больше хочется знать о том, какую конкретно работу вы выполняли раньше и что умеете делать. Опыт в этом случае намного весомее диплома об образовании. Поэтому чем подробнее вы расскажете о своём, тем лучше.
Не ограничивайтесь общим «Выполняю все виды ремонтных работ» или «Делаю маникюр любой сложности», а перечислите в резюме по пунктам, что за этим стоит. Если умеете штукатурить, красить, чинить, строить мебель и ремонтировать сантехнику — укажите всё до мелочей. Если делаете и пилочный, и аппаратный, и обрезной маникюр, тоже отметьте это в описании навыков. Подробности о ваших обязанностях на предыдущем месте будут кстати в любой сфере, где бы вы ни искали работу. Это поможет руководителю понять, что вам можно будет поручить и с чем вы точно справитесь.
Но помните, что работодатели оценивают не только содержание резюме, но и саму подачу информации в нём.
Очевидно, что резюме играет определённую роль в поисках работы, но всё же и без него можно обойтись. Сейчас многие работодатели указывают в вакансиях, что готовы рассмотреть кандидатов без резюме, поэтому шанс понравиться есть и у тех, кто его составляет, и у тех, кто предпочитает поиски без него.
2. Будьте готовы показать себя в деле
Наверняка бариста попросят сделать кофе, а стилиста-парикмахера — пробную укладку или стрижку модели. Если у работодателя есть возможность увидеть вашу работу в режиме реального времени до того, как нанять вас, он её использует. Лучше иметь это в виду, и тогда врасплох такой тест вас не застанет. К тому же это позволит вам объективно и адекватно заявить о своих умениях, доказав их.
В то же время пока одним работодателям важен только сам факт выполнения работы и её качество, например, если это строительство или сантехнические работы, другие во время таких испытательных заданий проверяют и иные способности. В компаниях, оказывающих разные услуги, это особенно актуально.
Смоделированная ситуация, в которую вас ставят во время пробного задания, подсвечивает всё нужное, что поможет принять решение на счёт вас, поэтому часто проверить навыки способа лучше нет. Отнеситесь к этому с пониманием и готовностью.
Тесты проводят не только для желающих устроиться в салоны красоты, но и в компаниях другого толка. Например, в клининговых службах.
3. Оставайтесь честными с работодателем и объективными к себе
Говорите только о том, что действительно делали по работе и в чём разбираетесь, не приписывайте себе лишнего и не преувеличивайте таланты. Это ведь легко проверить. Даже если вы только начинаете в профессии, будет гораздо лучше откровенно сказать об этом и признаться, что вы хотите попасть к работодателю именно для того, чтобы приумножить опыт и научиться новому.
В рабочих, творческих отраслях или в сервисном бизнесе работодатели, как и клиенты, часто ищут специалистов по рекомендациям, знакомству и отзывам. Поэтому позаботьтесь, чтобы не случилось конфуза, если вашу репутацию захотят проверить. Как это сделать? Просто соответствовать тому, что заявляете о себе.
4. Проявите интерес к профобучению
Работодатели ценят соискателей, которые находят в своей работе место и возможности для обучения. Это относится не только к новичкам в деле, но и к тем, кто уже освоился в нём неплохо. Некоторым руководителям это важно, поскольку в каждой компании свои стандарты качества и новый сотрудник должен быстро овладеть ими.
Есть и такие, кто просто за постоянный профессиональный рост и развитие. Если хотите получить преимущество у работодателя этой категории, выразите интерес к дополнительным скилам и найдите для этого время, когда получите должность.
Делать ставку на желание научиться новому на собеседовании с работодателем советуют и сами соискатели. Это не только сделает вас более привлекательным в глазах потенциального начальника, но и повысит вашу стоимость как специалиста на рынке в будущем.
5. Позаботьтесь о внешнем виде и не забудьте про улыбку
Опрятный внешний вид и чистая отглаженная одежда — истины прописные, но в волнении перед собеседованием могут быть забыты. Чтобы перед самой встречей лихорадочно не соображать, что надеть, продумайте это заранее и приготовьте образ накануне. И даже если позже вы будете работать в униформе или робе, произвести визуальное впечатление всё равно необходимо. В сфере услуг на это и вовсе пунктик.
И, конечно, поддерживайте разговор с работодателем в приветливом и открытом тоне.
Вежливая коммуникация и способность оставлять личное вне работы будут вашим плюсом.
6. Не забудьте, что личные качества ценятся не меньше деловых
И по опыту соискателей, и по опыту тех, кто нанимает персонал, можно сказать, что обычные человеческие качества при приёме на работу сканируются едва ли ни в первую очередь. Ваши квалификация, опыт и обучаемость, само собой, тоже важны. Но сначала работодатели изучают, какой вы человек, какой у вас темперамент, насколько вы приятны в общении и можете ли оставаться собой, не надевая маску, чтобы казаться лучше.
Если ваша профессия подразумевает мастерство в руках, а не в разговорах, может показаться, что коммуникабельность и харизматичность вообще не играют роли. И можно быть человеком с каким угодно складом характера, лишь бы дело делалось. Но это не так.
Это только некоторые советы, которые можно дать, но никак не единственные и неоспоримые заповеди для ищущих работу. В любом случае всегда полагайтесь на собственный опыт и профессиональное чутьё, а также принимайте во внимание сферу, в которой собираетесь работать. Изучите её особенности прежде, чем откликнуться на вакансию, пойти на встречу с работодателем или хотя бы просто выйти на связь с рекрутером.
🔄 Материал обновлён 2 ноября 2023 года
↩ К другим статьям