Как найти сотрудников на релокацию из другого региона

Нет нужных специалистов в вашем городе? А выход есть: найти сотрудника в другом регионе и предложить релокацию. Но для этого компании нужно знать, как искать готового на переезд кандидата и какие условия его привлекут.
Анастасия Алтынцева
Анастасия Алтынцева
автор статей

⏱ 8 минут полезного чтения

На российском рынке труда всё больше разница между потребностью компаний в специалистах в одних регионах и их преобладанием в других. Например, по данным hh.ru, в Мурманской области, Ненецком и Чукотском автономных округах число вакансий в 2022 году в несколько раз выше, чем в среднем по России, а число размещённых резюме в них не могут покрыть потребности в специалистах. При этом во многих регионах России количество соискателей выросло более чем в 20%.

Выходом для многих работодателей, которым требуются кадры, стал набравший популярность удалённый формат сотрудничества. Но иногда должностные обязанности предполагают только очное присутствие. В таком случае стоит рассмотреть релокацию специалиста в место нахождения компании.

Что такое релокация и какие преимущества она даёт работодателю

Релокация — это переезд сотрудника по причине трудоустройства на определённый и неопределённый период. В основном организации таким образом нанимают востребованных профессионалов: ИТ-специалистов, руководителей и высококвалифицированных «синих воротничков».

Помимо закрытия позиций релокация сотрудника даёт работодателю и прочие бонусы. Так, релокант может привнести свежий взгляд на бизнес-процессы и знания в связи с опытом работы в другом регионе. Дополнительно развивается и корпоративная культура компании, улучшается коммуникация между сотрудниками, поскольку опытные релоцированные специалисты могут продвигать новые ценности и сплотить коллектив. А ещё такие работники могут быть эффективнее и мотивированнее: решившись на такой серьёзный шаг, как переезд, человек скорее всего будет стараться добросовестно выполнять обязанности и держаться за работу.

Как подготовиться к релокации сотрудника

Смена места жительства — это всегда большой стресс, не говоря уже о переезде в другой город или страну. Компания должна позаботиться о том, чтобы переселение и пребывание специалиста в новом месте было максимально комфортным. В противном случае сотрудник вместо рабочих задач будет занят решением бытовых вопросов и испытывать психологическое давление. В результате вы получите не только измученного работника, но и скорое заявление на увольнение.

В первую очередь нужно сформировать релокационный пакет — перечень поддерживающих мер, которые работодатель предоставляет сотруднику при релокации. Стандартно он включает:

  • компенсацию расходов на дорогу и жильё (полная или частичная оплата) для работника и членов его семьи;
  • участие в поиске жилплощади и оформлении документов для переезда (составление и подписание договора об аренде недвижимости, регистрация по месту жительства, прикрепление к поликлинике и так далее).

Дополнительно пакет может содержать:

  • ДМС для работника и его семьи;
  • помощь в трудоустройстве супруги/супруга и в записи детей в школу и детский сад;
  • перевозку домашних животных и имущества;
  • бесплатные билеты на дорогу в родной город раз в полгода-год.

Вместе с тем компании нужно выделить внутренних специалистов, которые будут помогать релоцированному работнику:

  • менеджера, который подготовит релокационный пакет и документы, организует переезд, подберёт жильё и обеспечит адаптацию сотрудника;
  • ментора, который сориентирует человека не только в рамках работы, но и в населённом пункте — расскажет, где покупать продукты, куда обращаться за медицинскими услугами, как проводить досуг и прочее. Если речь идёт об области с иным менталитетом, то нужно погрузить работника в культуру, правила поведения и особенности деловой и бытовой коммуникации.

Всё перечисленное будет влиять и на привлекательность вашей вакансии — во-первых, соискатели поймут, что у них есть финансовая и моральная поддержка, а во-вторых, увидят, что в компании заботятся о сотрудниках.

Как искать сотрудников, готовых к релокации

Подобрать работников для релокации не так просто: рекрутер не всегда обладает знаниями о рынке труда по всей стране, проводить собеседования и принимать решение приходится удалённо, да и далеко не каждый кандидат может просто собрать чемодан и уехать. Рассказываем, как облегчить поиск и привлечение сотрудников из других городов.

Оцените рынок труда

Для начала проанализируйте:

  • где живут необходимые соискатели, их количество;
  • зарплатные предпочтения специалистов;
  • уровень навыков, которыми они обладают;
  • конкуренцию за них среди работодателей в профессиональной области.

Проще всего это сделать с помощью инструментов, доступных на hh.ru:

Также можно исследовать рынок труда как по всей России, так и по отдельным регионам. Аналитика даст возможность проверить ситуацию в сфере деятельности компании, определить потребности целевых кандидатов, улучшить бренд работодателя и даже оптимизировать HR-процессы. Однако сделать глубокий анализ с ретроспективными данными способны только специализированные сервисы, такие как Служба исследований hh.ru.

Пример: ИТ-компания безуспешно искала команду разработчиков в своём городе. После исследования выяснилось, что в области практически нет специалистов с необходимыми компетенциями. Решением стали программисты из других регионов. Чтобы привлечь сотрудников, компания оценила заинтересованность ИТ-специалистов в трудовой мобильности, определила их стимулы и мотивы в релокации в город нахождения компании и выявила регионы-доноры, из которых они охотнее готовы уезжать.

Если в компании уже есть опыт размещения вакансий в иных городах, то имеет смысл и изучить предыдущую статистику: какие объявления и где вы размещали и какое количество откликов получили.

Опубликуйте вакансию

Иногда работодатели предпочитают закрывать подобные «сложные» позиции только посредством прямых сообщений и телефонных звонков — кажется, что так можно сразу рассказать специалистам подробности предложения и попробовать заинтересовать их. Однако публикация вакансии даёт некоторые преимущества:

  • могут откликаться кандидаты, которые не обновляют резюме и не попадают в поле зрения работодателя;
  • соискатели, у которых нет опубликованного резюме, могут сами связаться с работодателем;
  • алгоритм умного поиска hh.ru будет советовать релевантных специалистов, что экономит время рекрутеров.

Текст вакансии с релокацией должен быть составлен таким образом, чтобы привлечь внимание соискателей. Для этого:

  • установите соизмеримую оплату труда. Если сотрудник перемещается в более крупный город, зарплата должна позволить ему обеспечить себя и семью. Если же в менее развитый, а зарплату выше рынка вы не можете предложить, следует компенсировать эту разницу бонусами — дополнительными отпускными, бесплатной медициной и прочим.
  • укажите населённый пункт, в котором ищете кандидата. Объявление будет видно соискателям из этого города и рекомендоваться им. Но не исключено, что такой манёвр вызовет негативную реакцию у незаинтересованных соискателей. В тексте вакансии рекомендуем ещё раз уточнить, в каком городе располагается офис или производство.
Как найти сотрудников на релокацию из другого региона
Источник
  • опишите преимущества работы у вас и в вашем городе. С большей вероятностью соискатели захотят релоцироваться, если вы предоставите им достойную зарплату, карьерные перспективы, удобный график, хороший климат, отдых от городского шума или, напротив, развитую инфраструктуру, и прочие привлекательные возможности.
Как найти сотрудников на релокацию из другого региона
Источник

Например, по данным Службы исследований hh.ru, 55% опрошенных хотят переехать в другой регион, чтобы получить интересный опыт и новые возможности. А наиболее важными факторами для переезда являются комфортная городская среда (развитая транспортная инфраструктура, возможности для досуга и прочее), более высокий уровень заработной платы, комфортные климатические условия и хорошая экология.

  • напишите, что входит в релокационный пакет. Помощь в переезде значительно повлияет на решение кандидатов. Некоторые компании лишний раз стимулируют соискателей на отклик, указывая разовый бонус на релокацию при трудоустройстве.
Как найти сотрудников на релокацию из другого региона
Источник
  • не предъявляйте завышенные требования к опыту соискателей. Молодые люди проще адаптируются к новым обстоятельствам. Постарайтесь снизить свои ожидания от сотрудника и компенсировать недостаток знаний обучением уже в процессе сотрудничества;
  • указывайте контакты. Часто соискателей, особенно «синих воротничков», нет на сайтах по поиску работы. Если работодатель на hh.ru укажет, что вакансия доступна для отклика без резюме, кандидат сможет сам быстро с ним связаться.
Начните работать с резюме

Сделать это можно уже через несколько минут после публикации вакансии:

  • загляните в неразобранные отклики (папка «Все неразобранные»), чтобы увидеть «Подходящие резюме, подобранные по параметрам вакансии»;
  • настройте удобный вид откликов и просматривайте их прямо со страницы неразобранных;
  • выберите сортировку «Лучшие отклики», чтобы увидеть наиболее соответствующие запросу и недавно обновлённые резюме;
  • настройте автоподнятие вакансий, выбрав наиболее эффективное время.
Находите сотрудников в базе и приглашайте на собеседование

Несмотря на то, что количество опубликованных резюме стабильно растёт, не все специалисты спешат искать новую работу из-за нестабильности на рынке труда и затруднённой экономической ситуации в стране. А соискатели, которые готовы сменить работу и переехать в другой регион, могут вовсе не увидеть ваше предложение, если вы указали место релокации, а не их город местонахождения.

Поэтому, если откликов мало, поищите кандидатов по базе hh.ru сами. Для лучшего результата отфильтруйте тех, кто согласен на переезд.

Как найти сотрудников на релокацию из другого региона

Что делать, если кандидаты не откликаются

Все действия предприняты, а сотрудник так и не найден? Не отчаивайтесь и попробуйте следующее:

  • зайдите в папку «Посмотревшие вакансию». Вы увидите, кто посмотрел ваше предложение, а также их контакты при наличии доступа к базе резюме;
  • пообщайтесь с кандидатами, которые не приняли ваше приглашение на собеседование или оффер, — узнайте, что их смутило. Вы сможете лучше понять предпочтения ваших целевых соискателей и скорректировать предложение;
  • продвигайте вакансию на hh.ru. Допустим, можно разместить объявление на главной странице в блоке «Вакансия дня», повесить баннер или подключить SMS и e-mail-рассылки. Всё это позволит рассказать о вакансии соискателям в нужных вам регионах и увеличить просмотры и отклики;
  • рекламируйте вакансию в разных каналах. Clickme привлечёт аудиторию из hh.ru, социальных сетей и поисковой выдачи в «Яндекс».

Помните, чем больше откликов вы разберёте, тем чаще вы будете видеть релевантных кандидатов и тем будет выше ваш индекс вежливости на hh.ru, а значит, у вас будет хороший шанс отыскать того самого заветного специалиста.

К другим статьям